Баннеры

Краеведение

К содержанию

История

2.История

 

 

 

 

 

Захоронение сарматов

2-3 тыс. до н.э.

 

 

 

 

Боевой топор

3 тыс.до н.э.

          Первыми колонизаторами территории Неверкинского района , не имевшей оседлого населения с конца 14 века, стали служилые татары и чуваши, совместно несшие с 1680-х годов станичную службу по защите Московского государства на пензенско-сызранской оборонительной линии. Не исключено, что еще в эпоху походов Ивана Грозного на Казань и Астрахань здесь уже несли службу чуваши – потомки буртасов. Обращает на себя внимание тот факт, что в некоторых татарских селах района (Октябрьское, Карновар) сохранились предания, из которых следует, что на месте нынешних татарских сел жили чуваши, а прежнее имя Октябрьского – Мазарлы («могилы»), вероятно, дано по сохранившемуся чувашскому кладбищу. Ряд селений основаны служилыми чувашами и татарами, долгое время жившими совместно (Исикеево, Кунчерово).

Прибрежные рощи посещали ясачные мордва и чуваши с целью добычи дикого меда для последующей продажи в Сызрани, Малыковке (Вольск) и на жигулевских пристанях. По-видимому, некоторое экономическое значение имел извоз ценных пород рыб с Волги на Пензу и в более северные уезды до Москвы. За службу станичники получали обширные земельные угодья на пустовавших землях по рекам Елань-Кадада, Каслей-Кадада и Илим-Кадада. Направление колонизации района вначале проходило с востока на запад-северо-запад. Вероятно, с 1680-х годов в пределах района появились татары-мишари Темниковского и Касимовского уездов (Бик-Моисеевка, Нижний Чирчим-Джалилово). Селились по родам во главе со старейшинами, беками и мурзами. Поэтому многие селения названы по именам мурз и именам их сыновей. Род Алеевых основал не менее четырех селений: Старое и Новое Алеево, Мансуровка и Муратовка (село в Ульяновской области). Село Демино основано мурзой Дёмой Бибаевым (Бибарсовым?), Бик-Моисеевка – потомком одного из родов татарского дворянства – беков. Наиболее известными чувашскими родами из числа колонизаторов района были служилые люди мурзы Невера Кебекеева, основателя нынешнего районного центра, Исекея (село Исикеево), некоего Алексея, Алёшки (село Алешкино).

        Одновременно со служилыми людьми на землях, отказанных правительством, селились ясачные чуваши волжского правобережья (Бик-Мурзино) и мордва-эрзя (Донгузлей-Березовка) из нижегородских лесов. В обязанность тех и других входило, помимо занятий земледелием, скотоводством и промыслами, обеспечение продуктами питания местных служилых людей и забота о поддержании в исправном состоянии дорог, оборонительных сооружений ближайших острогов и городов Сызрань, Саратов, Симбирск. Не исключено, что местное население активно использовалось правительством при строительстве города Петровска и ремонте оборонительных сооружений в 1696-1717 годах, а затем участвовало в строительстве Царицынской оборонительной линии. С переходом армии на регулярную основу служилые татары были переведены на лашманную повинность. Заготовляя корабельный лес, они связывали его в плоты и сплавляли по рекам Кадада, Сура и Волга до Саратова, Царицына и Астрахани. Суда, сделанные из этого леса, обеспечивали Каспийский поход Петра I в 1722 году. Позднее татары сплавляли строительный лес. К середине 19 века они славились как отличные плотогоны.

В середине 1740-х годов чуваши и мордва, поклонявшиеся предкам и силам природы, подверглись насильственному крещению. Какая-то часть чувашей исповедовала христианскую веру, вероятно, уже в 17 веке (Илим-гора, Илюшкино). Случаи насильственного крещения татар на территории Неверкинского района документально и в преданиях не зафиксированы.

Русская колонизация района начала активно проявлять себя с середины 18 века. В основном здесь селили своих крестьян уездные дворяне по реке Елань-Кададе и ее левым притокам, где находилась лучшая пахотная земля.                В годы Генерального межевания, с середины 60-х годов 18-го столетия, значительный массив таких земель в надпойменной террасе реки Елань-Кадада получил царский фаворит граф Воронцов (село План и его выселки), создавший образцовое помещичье хозяйство, которому посвящен ряд работ советских историков. Остальные помещичьи села (Ахматовка, Дмириевка, Залапино, Камышлейка, Марьевка, Новое Чирково, Теряевка, Тростянка) остались в основном за мелкими помещиками.

         На территории района в 1921-22 годах, в отличие от большинства других районов Пензенской области, наблюдался жестокий голод и массовая гибель людей в связи с неурожаем и Гражданской войной. Спасаясь от него, много людей ушло в соседние уезды. Однако наибольший спад численности населения наблюдался в мирные 1926–1939 годами как следствие репрессивной политики государства против российской деревни. В годы Великой Отечественной войны погибли в боях жителей района – 1168, умерли от ран – 256, погибли в плену – 14, пропали без вести – 1701, всего безвозвратных потерь – 3139 человек.

Неверкинский район  Образован 16.7.1928 года в составе Кузнецкого округа Средневолжского края. 10.2.1932 упразднен, его территория вошла в состав Камешкирского, Павловского (в основном), а также Барановского районов. В сентябре 1935 восстановлен. В феврале 1939 передан из Куйбышевской в Пензенскую область. 1.2.1963 упразднен, его территория вошла в Кузнецкий район.12.1.1965 восстановлен.

         Районный центр-село Неверкино основано в начале 18 века ясачными чувашами во главе с Невером Кебекеевым (по имени которого названо) на землях, полученных за участие в сооружении оборонительных укреплений Пензенско-Симбирской черты.

         В 1877 году в селе 214 дворов, волостное правление, 2 церковно-приходских школы, больница, лавки, 3 ветряных мельницы, 2 ярмарки, базар. Село по-прежнему состояло из двух крестьянских общин – русской (бывшие крепостные помещика Хардина) и чувашской. На одну русскую семью приходилось в 1886 году 1,7 десятины надельной земли, на одну чувашскую – 16,5 десятины. В 1871 открылось земское училище. С 1860-х волостной центр, развито смолокурение, выгонка дегтя и выжигание угля. В 1911 – 155 дворов в чувашской, 146 дворов – в русской половинах села, церковь, церковноприходская и земская школы, больница, ветеринарный пункт, базар, ярмарка.

         В 1932 работало 4 мельницы. В 1934 – в Павловском районе Средневолжского края, центр сельсовета, почта, телефон. С 1934 работала МТС, обслуживавшая более 20 колхозов 98 тракторами и 40 комбайнами, 16 тыс. га пашни. В 1939 насчитывалось 350 хозяйств, 7 торговых точек, средняя и семилетняя (чувашская) школа. С 1950-х годов развивалось производство кирпича, мебели, сельскохозяйственного инвентаря с использованием местных лесных ресурсов. В 1955 – колхозы имени Хрущева, «Пятилетка».

         В 1990-е работали промышленные предприятия: комбикормовый, маслосыродельный заводы, хлебозавод, автотранспортное предприятие, 3 строительных организации. Ассоциация крестьянских хозяйств «Знамя» (на базе бывшего колхоза «Красное Знамя»), специализирующаяся на растениеводстве и животноводстве.

         Район уникален по национальному составу: около половины населения - татары, 24,9% - чуваши, 20,1% - русские, 4, 5% - мордва, остальное население представлено представителями других национальностей.

 

3.Символика

          Герб Неверкинского района утвержден решением Собрания представителей Неверкинского района от 14.11.2006№324-42/1номер в геральдическом регистре 2766

 

Описание Венок означает дружбу, тесную взаимосвязь и сплоченность всех народов Неверкинской земли. Четыре руки, поддерживающие желтый венок символизируют четыре основных национальности, которые проживают в районе: русские, татары, мордва, чуваши.Венок символизирует дружбу, тесную взаимосвязь и сплоченность всех народов Неверкинской земли. Четыре руки, поддерживающие желтый венок символизируют четыре основных национальности, которые проживают в районе: русские, татары, мордва, чуваши. Венок, как символ плодородия и урожая указывает на то, что в районе развито сельское хозяйство, являющееся основой благополучия всего населения.

Герб Неверкинского района перекликается с композицией герба Неверкинского сельсовета, символизируя, таким образом, неразрывность и общность интересов двух муниципальных образований.Золото - символ богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты и праздника.